Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10:12
Школьная служба примирения: что это и как она работает

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Быстрый переход по разделам:

  1. Кому и для чего нужна служба примирения.
  2. Как работает школьная служба примирения.
  3. Как организовать школьную службу примирения.
  4. Какие документы нужны для организации.

Кому и для чего нужна служба примирения

Школьная служба примирения

Залог эффективной работы школьной службы примирения — добровольное участие в этой программе учеников и преподавателей. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка. В результате улучшается адаптация в коллективе новичков, устанавливаются доверительные отношения между учениками и педагогами, снижается риск подростковой преступности и насилия.

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  1. Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  2. Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  3. Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  4. Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  5. Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

  1. «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».
  2. «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций».

Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей и школьники-волонтеры. Последние, как правило, отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. Участники проходят специальное обучение, особенно преподаватели, — как правило, им в этом помогают тренеры. По программе уже разработана и специальная литература, одна из самых популярных на данный момент книг — практическое руководство Антона Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений». Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу. Тренеры проходят проверку на соответствие в специальных сообществах и в дальнейшем помогают педагогам и координируют их работу.

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  1. График всех действий и совещаний.
  2. Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  3. Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  4. Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  5. Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

После подготовки плана работы школьной службы примирения проводится отбор учащихся и создание клуба медиаторов с учетом необходимости регулярных встреч. Для преподавателей подготавливаются краткие информационные сообщения, что помогает заручиться дополнительной поддержкой педагогического состава. Лучший способ информирования родителей о школьной службе примирения — презентация, сочетающая в себе все необходимые сведения, наглядность и краткость.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  1. Непосредственно само указание на создание службы.
  2. План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  3. Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  4. Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Просмотров: 269 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: