Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10:14
Развиваем речь школьников: свободное письмо и креативные зарядки

последнее время среди школьников становятся все популярнее занятия в студиях юных журналистов. Это неудивительно – профессия журналиста уже много лет на пике популярности. Но даже если ребенок и не планирует поступать на журфак, ему точно пригодятся в будущем умение грамотно излагать свои мысли, создавать тексты и вести диалог. Приведем несколько простых упражнений и приемов из курса занятий студий юного журналиста, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы или на дополнительных занятий по развитию речи.

Free writing, или свободное письмо

Техника свободного письма используется для снятия присущего многим людям «страха чистого листа». Такой страх испытывает почти каждый из нас, когда нужно написать эссе или сочинение, подготовить доклад или написать текст публичного выступления. Не зная, как упорядочить мысли и с чего начать текст, мы часто убираем лист бумаги и ручку, так и не начав работу. Заметим, что такой же страх испытывали и многие известные писатели: Лев Толстой, Александр Куприн, Джек Лондон, – начиная работать над новыми главами своих произведений.

Чтобы привить будущим писателям и журналистам привычку действовать, проводится упражнение на свободное письмо (free writing). Суть его проста: нужно просто начать записывать, не останавливаясь на обдумывание, любые свои мысли, чувства, ощущения, в течение 5–10 минут. Написанное не нужно проверять и оценивать.

Часто ученики спрашивают: «А о чем писать, если никаких мыслей нет?» В этом случае можно посоветовать просто начать писать фразу «У меня нет никаких мыслей» и повторять это действие до того момента, пока мысли не появятся. Обычно уже после двух-трех повторов этой фразы на бумаге мысли у ребенка появляются. Проверено.

Рекомендуется проводить такое упражнение в начале занятия по развитию речи или урока, на котором предстоит писать сочинение, чтобы «разбудить» ребят и максимально включить их в работу.

Справка

Термин «фрирайтинг», или «свободное письмо» ввел в обиход писатель Кеннет Макрори, он определял его как письмо без остановки в течение ограниченного времени.

О технике подробно рассказала Доротея Бранд в книге «Как стать писателем» в 1934 году. Автор советует писать каждое утро по 30 минут в быстром темпе и без остановок, изливать на бумагу все мысли. Метод вести «утренние страницы» не теряет популярности до сих пор.

Также подобные техники описаны в книгах «Написание без учителей» Питера Элбоу в 1981 году и «Путь художника» Джулии Камерон в 1992 году.

Известные писатели также часто обращались к подобным техникам, чтобы поймать вдохновение.

В России этот метод стал активно применяться после книги Марка Леви «Фрирайтинг. Современная техника поиска креативных решений», вышедшей в 2011 году.

Дневник наблюдений

Умение наблюдать и подмечать значимые детали – важное качество не только для будущих журналистов. С этой целью можно предложить ребенку вести дневник: делать заметки о событиях дня, записывать неожиданные наблюдения и мысли, давать собственную оценку всему, что увидел и пережил.

Читая заметки, ребенку будет легко вспомнить о том, что происходило с ним неделю, месяц или год назад. И кто знает, возможно, эти записи станут основой для его будущих рассказов, журнальных статей или даже романа.

На ведение дневника лучше выделять время в конце каждого дополнительного занятия по развитию речи или урока литературы. Не лишне будущему журналисту или писателю вести дневник и вне занятий.

 

Здесь и сейчас: репортаж с места событий

 

Ведение заметок − это тренировка базовых навыков ведения репортажа, когда ребенок учится описывать произошедшие события в формате «здесь и сейчас».

Для отработки этого навыка можно просить ребят описывать в своем дневнике, как прошел их день. Пошагово. Хорошо, если дети будут добавлять в репортаж свои ощущения: описывать запахи, звуки, собственные эмоции. Так они будут учиться оживлять текст. Примеры фраз: «Я проснулся от резкого звука будильника и понял, что пора вставать. Из кухни доносился аппетитный аромат кофе…».

Креативные зарядки

Для проведения креативной зарядки нужно заранее подобрать и распечатать несколько иллюстраций. Лучше, если на них будет изображено что-то необычное и смешное. Детям необходимо придумать оригинальное название картинки, кратко и с юмором описать ее сюжет в формате небольшого рассказа, репортажа или стихотворения (на выбор).

Можно изменить задание. Изображение нужно описать, обязательно используя одну из фраз: «На улице весь день…», «Вдруг мальчик услышал …», «Никто до этого и не подозревал, что…».

Резюме

Если все эти приемы включать в планы уроков или дополнительных занятий по развитию речи, результаты не заставят себя ждать: дети научатся более свободно говорить, более четко формулировать свои мысли на бумаге, а главное, некоторые из них станут на один, пусть и небольшой, шаг ближе к профессии журналиста, о которой они мечтают.

 
Просмотров: 196 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: