Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) УЧАЩИХСЯ  

В интересах детей родители (опекуны, попечители) должны по мере возможностей заниматься их правовым просвещением — рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого родители должны в какой-то мере разбираться в правовых вопросах.

Поэтому методические рекомендации по правовому просвещению подростков включают тему правового просвещения родителей, которое должно быть ориентировано на обеспечение защиты прав ребёнка и обеспечение его безопасности.

Учебные заведения являются одним из важнейших социальных институтов, которые могут заниматься повышением уровня правовых знаний родителей (опекунов, попечителей) своих учеников для того, чтобы семья могла принимать участие в деле правового просвещения детей.

Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся направлена на:

  • утверждение у родителей навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на правовых и моральных ценностях общества;
  • профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;
  • освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.


Отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей, их юридической и психологической подготовки.

Особенно это касается родителей детей старшего возраста, так как именно переходный период подростков — зачастую огромная проблема для семьи. Не понимая психологических причин отклоняющегося поведения детей, не зная правовых последствий такого поведения, не умея общаться с повзрослевшими личностями, уменьшая внимание к своим детям по мере их взросления, родители совершают много ошибок, которые могут негативно сказаться на будущем ребёнка и всей семьи.

Особенностью родителей подростков является то, что они, в отличие от родителей младших школьников, меньше контактируют с образовательными учреждениями, ослабляют контроль за детьми, нередко предоставляя им полную свободу действий.
Правовое просвещение не только даёт родителям знания в области права и законодательства, но и помогает им осознать ответственность за судьбу своих детей, способствовать их адаптации к окружающей жизни наименее болезненным образом — путём своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.

Перечисленные факторы превращают организацию системы правового образования родителей подростков в настоятельную необходимость. Правовым просвещением родителей должны заниматься преподаватели учебных заведений, специалисты социальных служб, работники правоохранительных органов, учёные — юристы и психологи, в настоящее время — специалисты в области информационных технологий и др.

Необходимо информировать родителей о:  

  •  правах ребёнка, защите прав ребёнка;
  • обязанностях родителей в отношении детей;
  • наказаниях за нарушение прав ребёнка;
  • ответственности родителей за поведение несовершеннолетних детей;
  • возрастных особенностях детей, проблемах взросления и их криминологических аспектах;
  • состоянии и особенностях детской преступности, видах правонарушений несовершеннолетних и мерах их предупреждения;
  • актуальной криминогенной ситуации в городе и микрорайоне, действиях в этой ситуации,   статистике правонарушений и несчастных случаев;
  • конкретных примерах сложных и конфликтных жизненных ситуаций и их правовой стороне;
  • полномочиях правоохранительных органов и социальных служб, отвечающих за работу с детьми;
  • органах защиты детей, службах, в которые можно обратиться в трудных случаях и т.п.


Преподаватели, специалисты должны:

  помочь родителям осознать возможности своих детей, оценить их социальный статус,
  ориентировать родителей на обеспечение и защиту прав ребёнка и обеспечение безопасности детей,
  помочь родителям социально адаптировать детей к динамичной и противоречивой окружающей жизни,
способствовать профилактике правонарушений несовершеннолетних путём оказания помощи родителям в осознании их ответственности за детей,
  знакомить родителей со способами решения конфликтных ситуаций в семье, школе, на улице.

Следует рассматривать с родителями вопросы правопорядка и юридической ответственности, выполнения правил поведения в общественных местах, общественной опасности противоправных действий, личной безопасности несовершеннолетних и др.

Необходимо акцентировать внимание на таких задачах родителей, как воспитание у ребёнка любви к человеку, семье, Родине, городу, природе, стремления к здоровому образу жизни, умения не провоцировать конфликтных ситуаций и не поддаваться на провокации.

Должна проводиться работа с родителями детей из «групп риска». Это индивидуальная работа, ориентированная на родителей одного ребёнка либо на родителей со сходными проблемами. Необходимо наблюдение за такими семьями со стороны педагогов, других специалистов.

Целью политики в сфере защиты прав семей с несовершеннолетними детьми является сохранение института семьи, создание государством благоприятных условий для выполнения родителями важнейшей социальной функции воспитания детей, профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.

В результате правового просвещения родители должны:


  знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей,
  уметь:
выступать в роли защитников интересов своих детей в законодательном порядке,
предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации,
научить ребёнка правилам личной безопасности.

Важную роль должны играть родители в нравственном воспитании, они обязаны помогать подросткам в усвоении системы общечеловеческих ценностей.

Работа с родителями будет более эффективна, если проводить её на основе определения ценностной ориентации родителей, уровня их правовых и общих знаний, их жизненной ситуации. Определить это поможет диагностика (тестирование, анкетирование, опрос родителей).
Желательно сделать родителей активными участниками работы с подростками. Важно привлекать их к государственно-общественным формам управления (деятельность попечительского совета, управляющего совета, родительского комитета, совета родителей, семейных клубов, творческих объединений и т. п., благотворительная и спонсорская деятельность).

Работа с родителями может проводиться на базе учебных заведений, лекториев, домов культуры, социальных центров, клубов и т.п.

Формы работы с родителямями:

  • Родительские собрания
  • Лекции
  • Консультации. Встречи с юристами, психологами, педагогами, медиками, санитарными врачами, работниками правоохранительных органов
  • Круглые столы
  • Родительские конференции
  • Практические занятия, тренинги
  • Наглядные формы
  • Организация акций, проводимых совместно родителями и детьми
  • Участие в общих мероприятиях совместно родителей и детей